Преподобная Марфа Апарина

Преподобная Марфа Апарина (в монашестве Маргарита)

marfa

  Марфа Апарина родилась в дворянской семье в городе Саранске. Когда умер ее отец, все семейство переехало в Кирсанов. У вдовы М.Г. Апариной, кроме Марфы, были еще два сына — Иван и Сергей, и дочь — Пелагея. Сыновья скоро были определены на службу: первый служил в городе Кирсанове и жил в одном доме с матерью и сестрами, последний — в гу­бернском городе Тамбове.

          Марфа, старшая из сестер, довольно рано обнаружила стремление к подвижнической жизни. С малых лет она пере­стала употреблять скоромную пищу, а впоследствии не ела даже рыбы и постного масла. Еще ребенком, находясь под при­смотром няни, Марфа часто среди ночи вставала со своей по­стели и начинала молиться перед иконами. Маленькая девочка уже знала, что такое молитва, так как была этому научена от своих родителей с самого раннего возраста. Однако всему должна быть своя мера, и когда няня, а затем мать, узнавшая о ее ночных бдениях, начинали бранить малютку, то Марфа со слезами рассказывала, что ночью «светлый юноша» являлся ей и побуждал к молитве. К этим ранним подвигам поста и мо­литвы Марфа призывала и своих сверстниц, живших по сосед­ству девочек одного с нею возраста. Выходя из дома, она собирала вокруг себя подруг и вместо игр, которых чуждалась, рассказывала им, как умела, слышан­ное ею: о Царствии Небесном, о венцах за пост и молитву.

         Так сказывалось христианское воспитание и так Промыслу Божию угодно было с самых ранних лет предназначить Марфу в руководительницу молитвенниц и подвижниц Кирсанов­ской общины. С возрастом все больше росла в Марфе любовь к постнической и подвижнической жизни. Мир тяготил ее своей суетой, и не раз со слезами умоляла она свою мать от­пустить ее в монастырь. «Ходи в церковь, молись Богу: тот же будет монастырь для тебя», — так отвечала мать на просьбы до­чери. И девица-подвижница жила в родном семействе, ничем не отличаясь от прочих членов его, кроме того, что носила черное платье и по временам, с позволения матери, ходила в ту или другую обитель. Исполненная любовью и кротостью, Марфа часто тайно от матери и родных, исполняла работы слуг. Мало того: если случалось, что кто-либо из слуг разобьет какую-нибудь посуду и домашние начинают, бывало, разыски­вать, кто это сделал, то Марфа скажет: «Простите, это сделала я» и тем самым избавит людей от наказания и водворит вновь мир в доме. За это слуги питали к ней особенную любовь и слу­жили ей с готовностью не из страха, а из признательности. Не меньшую любовь и уважение приобрела Марфа и вне своего семейства в городе. Она обладала в высшей степени даром со­вета и утешения. Несколько человек, по ее совету и подражая ее жизни, отреклись от мира и постриглись в разных мона­стырях, а после приходили к ней с изъявлением благодарно­сти. Глубоко уважая Марфу, многие из приходящих давали ей деньги, но она тотчас же раздавала их бедным. К этой благо­творительности она убеждала и домашних своих, всегда при­бавляя: «Милосердный Бог и по милостыням от грехов избав­ляет». Ревнуя о славе Божией и благолепии святых храмов, она сама испрашивала из разных церквей к себе ризы с икон, свя­щенные одежды и разную утварь, чистила их, шила одежды на престол и для священнослужителей и в этой работе находила особое утешение. В свободное же от работ время, особенно по вечерам, она читала для домашних жития святых и беседо­вала о разных спасительных предметах. Так жила блаженная Марфа при жизни матери!

По смерти матери поприще подвижнической и благотво­рительной деятельности Марфы сделалось еще обширнее. Она удержалась от своего намерения скрыться в обители, по­тому что нашла ее в собственном доме, где незаметно для себя, по воле Божией, сделалась руководительницей и наставницей других, искавших спасения. И первее всего — родная сестра ее, девица Пелагея, давно уже решилась подражать ее высокому трудничеству и разделять навсегда с нею жизнь отшельницы. Затем вокруг сестер-отшельниц скоро собралось достаточное семейство девиц, искавших уединения, трудов и молитвы, а главное — желавших неразлучно жить с блаженною Марфою, наслаждаться ее духовными советами и наставлениями. Таким образом, скоро составилась маленькая общинка из жен и де­виц-тружениц: все они подклонились под руководство и по­кровительство Марфы, жили и водились ее духом, научаясь подражать высокому образу ее жизни.

Благочестивая наставница Марфа, руководившая и одушев­лявшая это семейство произвольных тружениц, полюбила своих питомиц, как детей, утешалась их желанием подражать в подви­гах поста и молитвы. Впрочем, кроткая, любвеобильная Марфа не приняла на себя должности постоянной надзирательницы и настоятельницы этого собравшегося к ней семейства девиц. Должность эту она передала сестре своей Пелагее, а сама посто­янно предпринимала благочестивые странствования по святым местам и славившимся своею духовною жизнью обителям, изу­чая в них высокие образцы христианского подвижничества. Не раз бывши в Тихвине, она возымела особенное христианское усердие к чудотворной иконе Божией Матери Тихвинской, и благословила этой иконой общество своих питомиц, а сама про­должала странствовать. По преданию, в одно из путешествий к киевским святыням она приняла там тайно пострижение с име­нем Маргариты. Затем, в свободное от далеких странствований время, Марфа попеременно жила то в Кирсанове, близ своих питомиц, то в Тамбове, в доме своего брата Сергея.

Между тем, телесные силы подвижницы, видимо, исто­щались. Марфа чувствовала этот постепенный упадок сил и потому первее всего позаботилась о дорогой для ее сердца Кирсановской обители. Чтобы насажденное ею сожительство после ее смерти не рассеялось, она призвала одну из ближай­ших и любимых своих учениц Татьяну Пахомову (впослед­ствии настоятельницу Кирсановской общины) и заклинала ее именем Божиим принять общество сестер под свое руковод­ство. На родную сестру свою Пелагею она не имела крепкой надежды, так как последняя была слаба здоровьем. Вместе с тем, чтобы сообщить характер настоящей женской обители маленькому общежитию (о чем она не раз предсказывала се­страм, что «в Кирсанове будет монастырь»), Марфа завещала питомицам в точности соблюдать правила устава общежитель­ной Саровской пустыни. Это было перед ее последним отъез­дом из Кирсанова в Тамбов и незадолго перед переселением из сей жизни. Старица предчувствовала свою кончину; она не­пременно желала умереть в Тамбове, о чем не раз говорила и прежде, почему и настоящий отъезд ее имел для нее особенное значение.

Собиралась она теперь в Тамбов с какою-то особенною торжественной таинственностью… В последний раз собрала Марфа теперь к себе сподвижниц и сказала им: «Не плачьте, сестры! Когда будет у вас монастырь, то и я, по воле Божией, буду жить с вами, если не телом, то духом. Умоляю вас, не остав­ляйте правил послушания и любите друг друга. Почитайте вашу начальницу, как мать, и помогайте ей молитвами и трудами. В трудах будьте терпеливы и призывайте на помощь Пресвятую Богородицу: Она ваша покровительница».

По прибытии в Тамбов около Успенского поста Марфа говела и причащалась Святых Тайн. Затем вызвала из Кирсанова любимую ученицу свою Татьяну и так заболела, что окружавшие ее сестры (Тамбовского Вознесенского мо­настыря) ни на минуту не отходили от нее, читая постоянно молитву Архангельского приветствия: «Богородице Дево, ра­дуйся…». Больная еще раз приобщилась Святых Тайн и по­степенно, тихо приближалась к кончине. Минуту кончины блаженной старицы Господу угодно было ознаменовать осо­бенным чудным знамением, которое видела неотлучно сидев­шая при ней монахиня Мавра, читавшая над умирающей мо­литву архангельского поздравления, и передавала потом свое видение всем и каждому. По сказанию сестры, перед самой кончиной Марфы какое-то чудное облако осенило умираю­щую и виден был лик Спасителя, благословляющего ее пра­вой рукой, а левой указуя вверх. Затем сестра узрела неска­занной красоты юношу, который подавал прекрасную ветвь в руку умирающей. Тогда великой радостью воссияло лицо старицы, и она испустила дух.

          То было 1 сентября (по ст.ст.) 1800 года. Сколь великой под­вижницей была блаженная Марфа, особенно ясным для всех сделалось после ее кончины. Прежде всего на теле почившей увидели «железные вериги» и на груди «железный крест». Вериги заперты были замком, от которого не нашли ключа. Еще при кончине старицы эти вериги замечены были на ней одной сидевшей при ней сестрой, но больная заклинала ее не говорить никому о веригах, что и было исполнено. Другая осо­бенность, замеченная по кончине: прибывшие из тамбовского монастыря сестры одели почившую в схимническое одеяние, сказав недоумевающим, что «так должно».

           Едва не весь город собрался на похороны почившей Марфы. Священники разных церквей приходили со своими причтами, чтобы отслужить панихиду по умершей. Тело почившей было отпето в церкви Вознесенского девичьего монастыря, а похо­ронено на кладбище Воздвижения Креста Господня при дере­вянной церкви по левую сторону алтаря. Старица при жизни завещала похоронить себя на этом месте, потому что здесь же был похоронен высоко уважаемый ею ее духовный отец иерей Гавриил Архангельской церкви города Тамбова. Теперь вполне объяснилось и желание покойной Марфы умереть в Тамбове, а не в Кирсанове, где она жила постоянно, где покоился прах ее матери и где насадила она, с благословения Божия, рассад­ник учениц-подвижниц.

  Долгие годы православные шли к могилке преподобной Марфы с молитвами и просьбами. В юбилейный год 1000-летия Крещения Руси (1988) по ходатайству архиепископа Тамбовского и Мичуринского Евгения (Ждана, † 11.10.2002) Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен утвер­дил список угодников Божиих, которые вошли в Собор Тамбовских святых. В этот список была включена и преподоб­ная Марфа, прославленная как святая угодница Тамбовского края. В 2002 году над местом захоронения преподобной была устроена металлическая часовня.

 Принимая во внимание особое почитание преподоб­ной Марфы в Тамбовском крае, епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий обратился к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с прошением благосло­вить исследование места захоронения тамбовской подвиж­ницы с целью обретения ее останков.

 По благословению Его Святейшества была создана специальная комиссия под председательством духовника Тамбовской епархии протоиерея Николая Засыпкина. А для непосредственного руководства работами по исследованию места захоронения подвижницы из Москвы прибыл старший научный сотрудник Института всеобщей истории Российской академии наук, археолог Сергей Алексеевич Беляев, неодно­кратно принимавший участие в обретении святых мощей мно­гих угодников Божиих, в том числе мощей святителя Тихона, Патриарха Всероссийского.

  •         22 сентября 2005 года в 11 часов дня перед началом работ епископом Тамбовским и Мичуринским Феодосием был со­вершен молебен преподобной Марфе Тамбовской на месте ее захоронения. В этот день были разобраны железная сень и отмостка, с места захоронения демонтировали памятник и мо­гильный камень, которые на время работ были перевезены в Вознесенский женский монастырь.
  •         23 сентября в 8 часов утра на Воздвиженское кладбище го­рода Тамбова прибыли члены комиссии во главе с епископом Тамбовским и Мичуринским Феодосием и приступили к об­следованию места захоронения.

 Во время раскопок был обнаружен кирпичный склеп, специально созданный для погребения преподобной Марфы. Свод склепа был обрушен, однако обследование показало, что обрушение произошло под тяжестью толщи земли и могиль­ного камня. Сам могильный камень покоился на специальной кирпичной подложке, сложенной из двух рядов кирпичей. С западной торцевой стороны склепа, от самого его основания до поверхности земли, была выложена кирпичная тумба для памятника, установленного в 1880 году. При проведении рас­копок вокруг склепа были найдены фрагменты разных челове­ческих останков, части гробовых досок, гвоздей, которые нахолились в разбросанном состоянии, в то время как само место захоронения преподобной Марфы оказалось нетронутым.

 После того как была расчищена внутренняя часть склепа, на его дне были найдены лежащие в анатомическом порядке, не потревоженные с момента погребения, честные останки угодницы Божией. Одним из ярких свидетельств того, что об­ретенные останки принадлежат тамбовской подвижнице, яви­лись найденные во время работ железные вериги, которые она носила на теле при жизни и в которых завещала себя похоро­нить.

 В 19 часов на основании свидетельств, полученных при проведении работ, все члены комиссии единогласно подтвер­дили достоверность пребывания в обнаруженном склепе чест­ных останков преподобной Марфы.

 В течение всего дня на Воздвиженском кладбище недалеко от могилки преподобной Марфы собирались верующие люди, которые непрестанно совершали акафистное чтение и молит­венное пение.

 24 сентября к 10 часам утра на Воздвиженское кладбище прибыло духовенство Тамбовской епархии. Многие настоя­тели храмов из разных населенных пунктов Тамбовской об­ласти привезли с собой прихожан и паломников, выразивших желание воочию видеть это историческое событие и своим присутствием засвидетельствовать особое почитание препо­добной Марфы в Тамбовском крае.

 В 11 часов честные останки преподобной Марфы были подняты из склепа и в сопровождении епископа Феодосия, главы города Тамбова А.Ю. Ильина, членов комиссии, духо­венства епархии и при большом стечении верующих торже­ственным крестным ходом с Воздвиженского кладбища были перенесены в Вознесенский женский монастырь города Тамбова.

 В тот памятный день в монастырском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» епископ Феодосии в сослужении духовенства епархии совершил благодарствен­ный молебен, во время которого «во умилении сердец, колено приклоныпе» прочел молитву «ко преподобной и богоносной матери нашей Марфе Тамбовской».

 Епархиальной комиссией был составлен Акт освидетель­ствования честных останков преподобной Марфы (Апариной). Акт за подписями всех членов комиссии вместе с рапортом епископа Тамбовского и Мичуринского Феодосия о проведе­нии 23 — 24 сентября 2005 года на Воздвиженском кладбище города Тамбова раскопок с целью обретения честных остан­ков преподобной Марфы (Апариной), почившей 1 сен­тября 1800 года, был направлен Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, на котором Его Святейшество положил следующую резолюцию: «19.11.2005 г. По милости Божией обретены святые мощи преподобной Марфы, к месту захоронения которой всегда притекали люди, уповая на ее молитвенное предстательство. Ныне к святым мощам преподобной Марфы, почитание которых благослов­ляется для всенародного поклонения и почитания, будут при­ходить люди с верой и упованием на ее молитвенное предста­тельство и помощь. Приветствую Ваше Преосвященство, клир, монашествующих и паству Вашу с обретением этой святыни».

 По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 30 июня —  1 июля 2006 года в Вознесенском женском монастыре города Тамбова состоя­лись торжества в честь обретения святых мощей преподоб­ной Марфы Тамбовской. Возглавил их епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий. В торжествах также приняли уча­стие архиепископ Рязанский и Касимовский Павел и епископ Брянский и Севский Феофилакт, духовенство Тамбовской епархии, миряне. В этот день святые мощи преподобной Марфы были перенесены из алтаря и положены в раку с пра­вой стороны в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Вознесенского женского монастыря для всеобщего поклонения верующих.

 В Тамбовской епархии память преподобной Марфы празд­нуется 1/14 сентября, общецерковное поминовение совер­шается в день празднования Собора Тамбовских святых — 28 июля/10 августа. Торжества в честь обретения мощей — 18 июня/1 июля.

(материал взят из книги О.Ю. Левина и Р.Ю. Просветова «Кирсанов православный» 2 изд.)

Просмотры (356)